Защита прав владельцев автомобилей. Правовая основаС точки зрения законодательства владелец автомобиля, приобретенного в автосалоне — потребитель, сам автосалон — продавец.
Такие правоотношения регулируются законом «О защите прав потребителя». Этот закон распространяет действие как на период заключения сделки на покупку автомобиля, так и в случае возникновения необходимости гарантийного ремонта машины.
Особенности заключения сделки по приобретению автомобиляПри покупке автомобиля в автосалоне необходимо соблюдать определенный алгоритм действий, чтобы в дальнейшем не вступать в споры с недобросовестными автодилерами.
Уважаемые граждане! важно помнить, что согласно закону, автосалон обязан продать покупателю товар, который соответствует заявленному в договоре качеству.Заключение договораПри заключении договора потребителю должен быть понятен каждый пункт. Если есть сомнения в трактовке, то необходимо просить разъяснения этого положения представителя автосалона.
Продавец может следующими пунктами в договоре ограничить права потребителя:
- салоны при заключении кредитного договора включают дополнительные пункты про страхование жизни и здоровья, из-за чего цена договора на автомобиль возрастает. Покупатель вправе от этого отказаться;
- в договоре может быть прописан пункт об освобождении от ответственности продавца за техническое состояние при продаже машины. Этот пункт нарушает права потребителя и противоречит нормам закона;
- в случае, если потребитель захотел произвести обмен старого автомобиля на новый, сотрудник отдела Trade-in может сильно занизить цену на старый автомобиль при оформлении сделки. При этом на этапах обсуждения сделки цена сдаваемого автомобиля могла быть оценена намного выше.
После прочтения договора покупатель должен понять, все ли пункты указаны в соответствии с законом и не нарушают его прав.
Получение автомобиля от продавцаПри получении из автосалона машины необходимо тщательно осмотреть ее внешний вид. Недостатки стоит указать в акте приёма-передачи, в дальнейшем это будет служить доказательством вины продавца в случае неисправности автомобиля.
Права потребителя при обнаружении недостатков автомобиляПрава потребителя по договору купли-продажи автомобиля могут быть нарушены при следующих ситуациях:
- несоответствие состояния автомобиля заводским характеристикам;
- неполная комплектация машины;
- невозможность использования автомобиля по назначению.
Необходимо знать, что автомобиль — это технически сложный товар и в этом случае действуют особые правила по обмену и возврату таких товаров.
Срок обмена и возврата автомобиляПраво на обмен или возврат машины возникает в случае, если потребитель обнаружил в нем несущественные дефекты. На восстановление нарушенных прав у покупателя есть срок в течение
15 календарных дней.
Обращаем внимание, что в случае, если машина не подошла по цвету или по размеру, вернуть ее нельзя, так как автомобиль исправен и в нем отсутствуют дефекты.По истечении 15 дней потребитель может вернуть автомобиль в строго ограниченных случаях:
- Гарантийный срок не истек. По общему правилу это период времени в течение 2 лет с момента обнаружения недостатка. Потребитель может обратиться по истечении гарантийного срока только если докажет, что это произошло по вине производителя;
- Обнаружение существенного недостатка товара, без устранения которого автомобиль не может эксплуатироваться. Доказать существенность такого недостатка можно при помощи автоэкспертизы;
- Нарушение срока устранения недостатков продавцом. Автомобиль должен быть отремонтирован в течение 45 дней или в иной срок, указанный в соглашении между сторонами о ремонте автомобиля;
- Невозможность эксплуатации машины в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его дефектов автосалоном.
В случае, если покупателем соблюдены все вышеуказанные сроки, он может предъявить следующие требования автодилеру:
- заменить машину на машину той же марки и модели;
- заменить автомобиль на машину другой марки с перерасчетом при этом суммы покупки;
- возвратить часть денежных средств, потраченных на машину;
- устранить дефекты автомобиля или возместить расходы в случае самостоятельного ремонта потребителем;
- вернуть автомобиль в автосалон и потребовать вернуть за него деньги.
Что делать в случае неисправности или обнаружения недостатков автомобиляПри обнаружении недостатков или неисправности автомобиля следует попытаться урегулировать спор с автосалоном в досудебном порядке. Для этого он должен обратиться с претензией к автосалону. В ней необходимо описать выявленные дефекты и указать требование к автосалону. Документ следует вручить лично автосалону в двух экземплярах, где на экземпляре покупателя продавец ставит отметку о принятии претензии, или направить по почте с уведомлением о вручении.
Срок ответа продавца — 10 дней. В случае неполучения ответа или получения отрицательного ответа потребитель имеет право обратиться в судебные органы.
Уважаемые граждане! Важно знать, что факт обмена или возврата автомобиля не обрадуют автосалон. Поэтому представители автосалона будут защищать свои права со всей ответственностью и серьезностью.Автосалон может отказать в признании автомобиля неисправным по вине производителя, отказать в возврате машины или пытаться максимально снизить расходы на устранение недостатков. Без специальных знаний гражданам самостоятельно защитить нарушенные права будет достаточно сложно.
Общество по защите прав потребителей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в спорной ситуации с автосалонами сопровождает потребителя от момента предъявления претензии до оглашения решения суда в пользу покупателя.
Уважаемые граждане! Наши опытные юристы имеют многолетний опыт в области споров с автосалонами, оценят возможные риски, разъяснят порядок действий в вашей ситуации, смогут найти доказательства правоты покупателя и восстановят нарушенные права.